Тарас Бульба

«Тарас Бульба» — художественный фильм, экранизация одноимённой повестиредакции 1842 г.) Николая Васильевича Гоголя, снятый Владимиром Бортко в 2009 году. Сюжет фильма имеет целый ряд отличий от повести. Производство студии «Арк фильм» по заказу телеканала «Россия» и кинокомпании «Централ партнершип».

Съёмки картины были завершены в ноябре 2008 года. Премьера фильма состоялась 2 апреля 2009 года, на следующий день после юбилейной даты — 200-летия Николая Васильевича Гоголя, которое отмечалось в 2009 году с участием ЮНЕСКО. Съёмки фильма велись в России (на киностудии «Ленфильм»), Украине (остров Хортица в Запорожье, Крым, Каменец-Подольский, Киев, Хотин и др.), Польше (Вроцлав); начавшись в феврале 2007 года, они продолжались девять месяцев. Батальные сцены, которых в фильме насчитывается пять, снимались в основном в Каменце-Подольском и Хотине. В фильме принимали участие 1000 участников массовых съёмок, 150 лошадей и около 100 каскадёров.

Со 2 апреля по 9 мая фильм в кинотеатрах СНГ посмотрело 3 737 647 человек (статистика дана без учёта кинотеатров Украины).

Тарас Бульба

 

Сюжет

Написанная в эпическом жанре повесть Гоголя охватывает 150 лет существования «козацтва» на Юго-Западных землях Руси. Об этом говорят и события: «… Это был характер сформированный тяжелым XV веком» говорит Гоголь о Бульбе в начале повести. В конце — события повести касаются конкретной битвы под Полонным в начале XVII века. Тем не менее, на протяжении всего этого периода народ отчаянно боролся за свою независимость и Веру. В фильме события условно отнесены к XVI веку. Тарас Бульба — уманский полковник — у себя на хуторе ожидает прибытия сыновей, которых он послал учиться в Киев два года тому назад. Он с волнением смотрит на них — какими они стали и смогут ли, как и он, стать достойными защитниками своей земли и веры. Первая же проверка — шуточная драка со старшим сыном Остапом — успокоила Тараса. Надо думать, что и младший сын Андрий не менее решителен в отстаивании своего достоинства и следованию догматам казацкой чести. Но Бульба не знает, что в Киеве Андрий встретил Эльжбету — дочь знатного польского шляхтича, воеводы Мазовецкого, и беззаветно влюбился в неё. Тарас решает отправить сыновей в Запорожскую Сечь и сам хочет сопровождать их. Но это только повод. Старый казак не может спокойно оставаться дома, зная, что его земля подвергается насилию и унижению со стороны иноземцев.

Предающаяся гульбе Запорожская Сечь произвела большое впечатление на сыновей Тараса, но огорчила самого полковника: он понимает, что в безделии и пьянстве казачье войско разлагается, и смещает старого кошевого атамана, склонного к компромиссам с врагами. Запорожцы, желая повоевать с турками, пишут турецкому султану насмешливо-оскорбительное письмо и избирают нового атамана — Кирдягу, давнего товарища Тараса. Однако в это время с хутора Бульбы приходят горестные вести: поляки напали на его дом, убили его жену и работников. Прибывшие в Сечь рассказывают о том, как поляки повсюду издеваются над православными, убивают их и угоняют в плен. Войско запорожцев тут же выступает на борьбу с Польшей, осадив Дубно — богатый польский город. Штурм проваливается, и запорожцы переходят к правильной осаде города, разоряя округу.

К Андрию приходит служанка Эльжбеты, прося его дать хлеба. Андрий пробирается в город и после взаимного признания в любви решает перейти на сторону поляков. В город вступают польские силы, внезапным ударом прорвавшие кольцо блокады. Казаки узнают, что татары разграбили Сечь и разделяют свои силы. Дубенский воевода решает разбить козаков. Поляки выходят из города и начинается битва. После гибели одного из атаманов Остап становится куренным. Казаки разбивают польских жолнёров и ополченцев, но из города выходит хоругвь крылатых гусар во главе с Андрием. Тарас увидев, как его сын рубит казаков, приказывает заманить Андрия к лесу. Один из запорожцев, Дмитро Товкач, плашмя ударяет Андрия саблей по спине и кидается к лесу, Андрий гонится за ним, но в лесу натыкается на отца. Тарас говорит ему: «Ну что, сынку, помогли тебе твои ляхи?», — после чего приказывает ему слезть с коня. Андрий повинуется ему, слезает с коня, отбрасывает в сторону шлем и оружие. Тарас Бульба убивает Андрия выстрелом из пищали со словами «Я тебя породил, я тебя и убью!». Потом Товкач сообщает Бульбе, что поляки получили подкрепление, и казацкий полковник устремляется на помощь своим людям. В бою поляки разбивают казаков и берут в плен Остапа. Израненного Тараса Дмитро Товкач привозит в Сечь. Тарас встречает Янкеля, еврея, которого он спас во время еврейского погрома на Сечи и просит помочь пробраться в Варшаву, куда повезли Остапа. Янкель соглашается. Тарас хочет вызволить его, но успевает увидеть только казнь Остапа. Последний мужественно переносит все муки, причиняемые ему палачом, и погибает с достоинством.

Через некоторое время обнаруживается, что Эльжбета беременна от Андрия. Она рожает мальчика, погибая при родах. Воевода Мазовецкий заносит над новорождённым, явившимся причиной гибели его дочери, саблю, но так и не решается убить ребёнка.

Тарас жестоко мстит полякам за разграбление и унижение родной земли и смерть сына. Но превосходящее во много раз отряд Тараса польское войско окружает его. Тарас, с немногими уцелевшими казаками, мог бы вырваться из окружения, но понимая, что он является основной целью поляков, даёт последний бой целому войску, позволяя товарищам уйти. Казаки переправляются через Днестр и с другого берега наблюдают за дальнейшей судьбой Тараса Бульбы. Поляки сжигают Тараса, но и во время страшной казни Тарас остаётся истинным патриотом. Последняя сцена фильма — запорожское войско идёт в атаку

В ролях

  • Богдан Ступка — Тарас Бульба
  • Игорь Петренко — Андрий
  • Владимир Вдовиченков — Остап
  • Магдалена МельцажЭльжбета Мазовецкая (панночка)
  • Юрий Беляев — Кирдяга, кошевой
  • Михаил Боярский — Мосий Шило
  • Сергей ДрейденЯнкель
  • Ада Роговцева — Жена Тараса Бульбы
  • Владимир Ильин — Кошевой
  • Любомирас Лауцявичюс — Воевода Мазовецкий
  • Лесь Сердюк — Дмитро Товкач
  • Александр Дедюшко — Гуска
  • Иван Краско — Касьян Бовдюг
  • Матлюба Алимова — Татарка, служанка панночки
  • Борис Хмельницкий (озвучивание: Никита Джигурда) — Бородатый
  • Пётр Зайченко — Метелица
  • Станислав Соколов — Писарь
  • Остап СтупкаВертихвист

Текст от автора читает Сергей Безруков

Съёмочная группа

  • Автор сценария: Владимир Бортко
  • Режиссёр: Владимир Бортко
  • Продюсеры: Антон Златопольский, Рубен Дишдишян
  • Исполнительный продюсер: Александр Потемкин
  • Оператор-постановщик: Дмитрий Масс
  • Художники-постановщики: Сергей Якутович, Владимир Светозаров, Марина Николаева
  • Композитор: Игорь Корнелюк
  • Постановка трюков: Ник Пауэлл.

Призы и награды

  • Коммунистическая партия Украины (президиум ЦК КПУ): Премия им. В. И. Ленина Владимиру Бортко «За высокохудожественное воплощение в киноискусстве идеалов дружбы украинского и русского народов, пропаганду общего исторического и культурного наследия в кинофильме „Тарас Бульба“». 22 апреля 2009 г. Следует отметить, что Владимир Бортко является членом Коммунистической партии РФ.
  • ХVII фестиваль «Виват, кино России!»: гран-при «Приз зрительских симпатий»; Актёр Игорь Петренко удостоен приза «За лучшую мужскую роль».
  • XVIII международный кинофорум «Золотой витязь». Липецк, 31 мая 2009. Гран-при «За вдохновенную экранизацию повести Гоголя Тарас Бульба». Диплом «За лучшую главную мужскую роль» Богдану Ступке. Диплом «За лучшую главную мужскую роль второго плана» Сергею Дрейдену.
  • Приз «За лучшую эпизодическую роль» артисту Лесю Сердюку в фильме «Тарас Бульба» на Всероссийском актёрском КФ «Созвездие» в Твери 2009 г.
  • «Гран-при» на VII МКФ Фестивале военного кино им. Ю. Н. Озерова. Ростов\Дон 27 октября 2009 г.;Приз «За лучшую мужскую роль» Богдану Ступке на VII МКФ Фестивале военного кино им. Ю. Н. Озерова. Ростов\Дон 27 октября 2009 г.(ProfiCinema.ru)
  • Премия «Золотой Орел» за 2009 в категориях: " За лучшую мужскую роль " Богдану Ступке, «За лучшую работу художника-постановщика», «За лучшую работу художника по костюмам».
  • Премия «Блокбастер» — боксофис 17.04 млн $ и лидер продаж DVD. (03.02.2010 г. «Наш фильм.ру», «Труд»)
  • «Золотая медаль» Лучшему режиссеру 2009 года — Владимиру Бортко,;«Золотая медаль» Лучшему кинокомпозитору 2009 года — Игорю Корнелюку за фильм "Тарас Бульба"Петербургская федерация кинопрессы (КП 29.06.2010)
  • «Золотой Прометей» за лучший трюковой худ. фильм «Тарас Бульба» (реж. Владимир Бортко) на Московском Международном фестивале трюкового искусства и кино «Прометей — 2010». (Кинобред 02.09.2010)

Несоответствие с книгой

В фильме Владимира Бортко польская панночка, дочь воеводы Мазовецкого, носит имя Эльжбета, между тем как в повести Николая Гоголя она нигде по имени не называется и везде зовется просто «панночкой». В повести Н. В. Гоголя панночка в последний раз упоминается перед решающей битвой у крепости Дубно, дальнейшая ее судьба не раскрывается, нет беременности и ребенка.

В повести Н. В. Гоголя не упоминается гибель жены Тараса и сожжение его дома.

В повести Н. В. Гоголя часто встречаются антисемитские высказывания из уст казаков, в том числе самого Тараса: «Ты Христа распял, проклятый Богом человек! Я тебя убью, сатана» и т. п. В фильме все они опущены из соображений «политкорректности».

 

Интересные факты

  • Роль старого запорожца Мосия Шило, бесспорно, является одной из лучших ролей в кинокарьере Михаила Боярского. И это неудивительно: при работе над ней знаменитый актёр «почувствовал свои корни». Род Боярских происходит с Украины, из окрестностей древнего города Холм. Его прадед Иван Сегенюк был псаломщиком, женившимся на обедневшей польской дворянке из рода Боярских. Когда их сын, будущий знаменитый митрополит Ивановский и Кинешемский Александр Боярский, в 1916 г. поехал учиться, он взял себе фамилию своей матери, и позже она перешла от него к его сыну лениградскому актёру С. А. Боярскому и внуку М. С. Боярскому. Сам митрополит Александр Боярский был репрессирован в 1937 г., несмотря на то, что являлся «обновленцем». Работая над этой колоритной ролью «второго плана», М. С. Боярский, в сущности, сделал этого второстепенного персонажа повести Н. В. Гоголя одной из заметных фигур в фильме.
  • Поскольку замок в городе Дубно в XVIII столетии был сильно перестроен и потерял свой «средневековый вид», вместо него снимался знаменитый Хотинский замок XV века, построенный по указу молдавского господаря Стефана III Великого (1457—1504). Эту средневековую крепость можно с полным на то основанием называть «звездой» советского кинематографа. Её снимали в таких известных фильмах, как: «Стрелы Робин Гуда» (1975), «Д'Артаньян и три мушкетера» (1979), «Ларец Марии Медичи» (1980), «Баллада о доблестном рыцаре Айвенго» (1983), «Черная стрела» (1985), «Приключения Квентина Дорварда, стрелка королевской гвардии» (1989), «Седая легенда» (1991).

Реакция на Украине

Ряд украинских политиков и журналистов подвергли фильм «Тарас Бульба» критике политического характера.

Министр культуры и туризма Украины Василий Вовкун заявил, что «в фильме режиссера Владимира Бортко „Тарас Бульба“ российский империализм предстал в новом обличии через Гоголя», «фильм является заказным» при этом направленным «и против украинства, и против Польши».

Лидер Всеукраинского объединения «Свобода» Олег Тягнибок заявил, что фильм является московской пропагандой и продуктом информационной войны против Украины.

Множественные упоминания, что запорожские казаки погибают за «русскую землю» (текст Н. В. Гоголя в редакции 1842 года) вызвало у обозревателя «Зеркала недели» Олега Вергелиса ассоциации, что «мастеровитою рукою режиссер прошивает ну уже такой триколорный идеологический „шов“ по заказу телеканала „Россия“, что просто грустишь…, …подход у него к этому материалу с некой виноватой профессорской миной: никого бы не обидеть, всем бы понравилось в Госдуме, всем бы „зачет“ выставить…».

Критика фильма в некоторых СМИ Украины касается избрания режиссёром за основу постановки «более политизированной» (по их мнению) Второй редакции «Тараса Бульбы» от 1842 г., а не Первой редакции 1835 г., где не используются такие понятия, как «Русская земля», «Русский народ», «Русь», что якобы «говорит об изначальном настрое режиссера на державный вариант интерпретации повести Гоголя».

В то же время писатель Олесь Бузина написал о фильме, что «официозная киевская пресса от газет и журналов до вскормленных грантами сайтов устроила „Тарасу Бульбе“ и Владимиру Бортко настоящую травлю» и «это не просто хорошее кино. Это еще и кино о нас. О наших предках. О конфликтах, веками сжигающих Украину. О настоящих запорожцах, сражавшихся за Русь и православие, а не за ющенковский учебник истории, где они обструганы под натовское „миротворчество“ и идею „евроинтеграции“».

В 2008 году на Украине в сжатые сроки была снята собственная 63-минутная низкобюджетная версия «Тараса Бульбы» (режиссёры Пётр Пинчук и Евгений Березняк, в главной роли М.Голубович), которая так и не вышла в кинопрокат, однако демонстрировалась на телевидении и тиражировалась на DVD. Аннотация к DVD сообщала, что фильм — «первое осуществление на экране знакового произведения Гоголя». Некоторые рецензенты поспешили объявить фильм «более лучшим» по сравнению с работой В.Бортко.

Реакция в Израиле

Оригинальное произведение Гоголя содержит сцены еврейского погрома, герои произведения и его автор дают зачастую нелицеприятные характеристики украинским и польским евреям. Однако, по словам Давида Шехтера, обозревателя 9-го канала телевидения Израиля, писателя и главного редактора газеты «Менора», «по отношению к евреям в фильме имеются отступления — и неоднократные — от позиции Гоголя. Да, Янкель выглядит в нем малосимпатичным, трусливым человеком. Но того презрения, которым напоена книга Гоголя, в фильме нет и в помине. Бортко не может пропустить в фильме погром, ведь тогда пропадет начало сюжетной линии, связывающей Бульбу с Янкелем. Но призыв „перевешать всю жидову“ в фильме отсутствует, как отсутствует и убийство евреев. Режиссер ограничивается тем, что показывает трех стремительно убегающих евреев, а затем — казаков, крушащих безлюдные дома. Казаки бьют посуду, ломают мебель, пьют горилку из кувшинов и даже лакают её, засовывая голову в бочку. Но и только. Ни призывов к убийству, ни самого убийства в фильме нет.». Что же касается упрёков с украинской стороны, то Давид Шехтер замечает, что «великорусская позиция, в которой обвиняют Бортко украинцы, принадлежит вовсе не режиссеру, а самому Гоголю. Для патриотов молодого украинского государства, стремящегося сегодня как можно быстрее сформировать собственную национальную культуру и избавиться от русского влияния, это, конечно, очень обидно. Но делать тут нечего — что написано, то написано. И Бортко, в точности придерживающегося авторского текста и позиции Гоголя, винить не в чем».

.