Рецензия на фильм "Оз: Великий и ужасный"

«Оз: Великий и ужасный» студии Disney - приквел, как говорят создатели фильма, к мюзиклу о стране Оз 1939 года. Но в первую очередь это, разумеется, предыстория знаменитой (не так важно - в оригинале Баума или пересказе Волкова) сказки о путешествии девочки из Канзаса в Изумрудный город по дороге из жёлтого кирпича. Добравшись до Изумрудного города, Дороти/ Элли найдёт там вместо всемогущего мага обычного фокусника из своего родного штата. В книге вскользь рассказывается о том, как ему удалось стать правителем города. Подробности неизвестны. Есть где развернуться.

Разумеется, полного соответствия оригинальному миру ожидать не приходится. Но зато у Баума нет армии фанатов, готовых четвертовать за любое нарушение канона, - в отличие, скажем, от Толкина. В фильме появятся Фарфоровый город с живыми куколками, неведомые летающие зверушки, мигуны, жевуны, летучие обезьяны и целая толпа ведьм. Причём не просто безымянные и таинственные «Добрая Волшебница Севера» и «Злая Ведьма Востока» (в оригинале имя есть только у одной из колдуний - Глинды), а персонажи со своими целями, родственными связями и сложными взаимоотношениями. Во всём этом нетрудно запутаться - над этим шутят сами создатели фильма, задавая в одном из тизеров вопрос «Which Witch is Which?» («Кто из ведьм кто?»). В общем, фильм про Джеймса Франко (Оскар Диггс-Оз) и его цветник. Не то «все женщины - ведьмы», не то реверанс феминизму: волшебницы действительно правят страной, интригуют, сражаются за неё не на жизнь, а на смерть.

Милыми куколками и дамскими драками, впрочем, дело не ограничится. Помимо трёх «Человекопауков», в фильмографии Сэма Рэйми ужастики, триллеры и драмы. И его летучие обезьяны впечатляют и пугают уже в трейлере. Даже несмотря на изрядно надоевший приём: «А давайте запульнём зрителям в лицо на большой скорости какую-нибудь зубастую штуковину!».

Художник-постановщик «Оза» - Роберт Стромберг - рисовал «Аватар» и «Алису в Стране чудес», и это чувствуется. Очень яркий, разноцветный мир, похожий местами на мультик, местами на компьютерную игру, кажется неуловимо знакомым. Впрочем, дело не только в художнике-постановщике — дело в тенденции сказочных (и не только) фильмов последних лет: всё ярче и разноцветней, быстрее и динамичней, размашистей и грандиозней. Любой произвольный стоп-кадр оказывается эффектным - хоть в обои на «рабочий стол», хоть в рамочку и на стенку.

Это вполне естественное развитие технологий, которое слегка напоминает постоянное увеличение дозы: меньшая уже не берёт. Правда, яркость картинки и продуманные детали антуража потихоньку затмевают достоверную актёрскую игру. Взять хотя бы недавнего «Хоббита» - пусть в нём и показаны многие эмоции и нюансы взаимоотношений, которыми полон первоисточник, но игровым сценам в трёхчасовом фильме уделена от силы четверть времени. Остальное - внушающие трепет п восхищение пейзажи, сражения, погони и высокие технологии. Среди «интересных фактов» о фильмах всё чаще появляются сообщения об акробатических подвигах актёров и количестве произведённой для фильма бутафории. «Оз» в эту тенденцию укладывается явно и отчётливо, становясь очередной ступенькой в лестнице на какой-то совсем новый этап.

Его можно смотреть не просто как хороший, построенный на классических квестовых канонах фильм, а как очень показательный фильм - сказку нашего настоящего.

.