Обзор на фильм "Одержимость"

Несмотря на то, что на счету этого фильма уже есть гран-при фестиваля «Санденс», набирать известность он стал именно сейчас – после вручения сразу 3 статуэток «Оскар». Отрывки, показанные на церемонии вручения, заинтересовали искушенного и изголодавшегося по хорошим сюжетам зрителя.

В центре событий студент консерватории, играющий на барабанах. Он амбициозен и трудолюбив: день и ночь тренируется, мечтая когда-нибудь стать знаменитым музыкантом. Способности парня замечает университетский дирижер, приглашающий его к себе в оркестр. Эндрю хватается за этот шанс и решает, во что бы то ни стало доказать, что он лучший в своем деле. Однако профессор не так прост, и оказывает психологическое давление на юное дарование. Сможет ли ученик победить учителя в схватке и осуществить свою мечту? 

Как и любой подросток, Эндрю максималист, желающий получить все и сразу. Конкретно – известность. Вдохновителем для него служит Чарли Паркер. Но, несмотря на то, в его кумира швырнули тарелкой, сам он пока не готов быть подушкой для битья. В этом плане очень хорошо передан психологический портрет главного героя. На его примере зритель видит, куда может завести человека гордыня. Несмотря на множество неприятных моментов в жизни 19-летнего музыканта, можно сказать, что ему очень повезло оказаться именно в оркестре дирижера Флетчера. У него свои специфические методы преподавания, которые заставляют Эндрю действовать. «Я считаю, что «Молодец» - это самое худшее слово в нашем языке»

Сюжетными поворотами и насыщенностью событий фильму не похвастаться – все-таки не тот жанр, вместо этого зритель наблюдает цепь сложных логических событий в приятной атмосфере джазового флёра, входящего в резкий контраст психологической напряженности. Именно это держит зрителя, несмотря на громкую критику и элементы насилия. На восприятие влияет и цветовая гамма: в основном преобладают тусклые, приглушенные цвета дерева, слабое освещение желтых ламп, бордовые кулисы сцен, голубоватые оттенки гримерок и кафешек. Герой живет в мире настенных плакатов своей комнаты, бесконечно голых стен репетиционной, злых усмешек в свою сторону. Его мало кто любит. Но это для него не главное.

Самая впечатляющая сцена фильма – ужин Эндрю со своей семьей. За пять минут диалогов и укоризненных взглядов было показано все то, чем жил главный герой всю свою сознательную жизнь. Он терпел упреки со стороны дальних родственников, и даже родной отец, несмотря на близость со своим сыном, не вступился за него. В то время как тетушка и дядюшка расхваливали своих чад, играющих в футбол, на Эндрю бросали взгляды хмурого неудовлетворения – дескать, его увлечение барабанами говорит само за себя, кто вообще известен на весь мир такой деятельностью. Эта сцена типична для жизни любого подростка, на которого давит общество своими стереотипами. Дать отпор ярлыкам – это долг каждого человека, кто хочет вырасти личностью. И Эндрю отталкивает от себя навязанные ему идеи, предпочитая разбивать пальцы в кровь в той же комнате с голыми стенами и одной барабанной установкой. Тут и появляется двоякое отношение к главному герою: с одной стороны временами он слишком горд и доволен собой, с другой стороны он очень много работает, чтобы достичь цели. Одна часть Эндрю считает, что ему все дозволено, другая искренне хочет достичь успеха, вдохновленная историями жизни других музыкантов. Преподаватель пытается сбить спесь с мальчишки, не отнимая у него желание стать известным. А известности Эндрю хочет как раз потому, что всю свою несчастную жизнь ему не удавалось привлечь к себе внимание. 

Этим и хорош фильм: есть причина, и есть следствие. Если детально разбирать каждый поступок, каждую реплику героев, все слова сказаны не просто так. При этом сам фильм не тяжелый, поскольку все теряется в энергичных ритмах джаза. И если сначала это просто красивая музыка, к концу фильма эта музыка и становится смыслом жизни.

Но главный герой не единственный, у кого есть цель. Постепенно, вместе с ним, зритель узнает и историю дирижера, казавшегося беспричинно жестоким человеком. К концу фильма герой Дж.К. Симмонса предстает перед нами в свете человека, который всегда искал того, кто выстоит против него. И об этом он открыто заявляет в беседе с Эндрю. Да, можно бесконечно распинаться о том, каким особенным ему показался барабанщик и в нем он разглядел целеустремленного молодого человека, готового на все ради мечты. Но это не главные качества. Первым, что разглядел в герое Майлза Теллера его «наставник», была безграничная гордыня, на борьбу с которой у профессора уходит весь фильм.

У персонажей идеальная сыгранность и отменная передача эмоций. Их лица «прозрачны» - на них отражается каждая тщательно скрываемая мысль. Это и компенсирует малое количество саундтреков к фильму. На момент за пределами студии или сцены слышен лишь слегка приглушенный бас и барабаны. Ничего лишнего. За такой «минимализм» в жизненных моментах и атмосферу триумфа на сцене «Whiplash» получил свой первый «Оскар». Второй получен за монтаж – съемка и видеоряд очень впечатляют. Передан каждый взгляд, в кадр захвачен каждый красноречивый жест. Кроме того, операторы наверняка устали не меньше главного актера: сцены с игрой на барабанах снимали одним очень длинным дублем – для того, чтобы Майлз Теллер действительно разбил себе руки в кровь. Беря во внимание тот факт, что фильм снят за всего лишь 10 недель, делаем вывод: приложены просто титанические усилия, и они не пропали даром. 

По завершении 2014 года фильм номинирован на «Оскар» в трех категориях. О первых двух сказано выше, третья же статуэтка улетела в копилку Дж.К. Симмонсу, сыгравшему Флетчера. И, надо сказать, заслуженно. Этот персонаж вышел самым запоминающимся. После просмотра фильма остается ощущение, что помимо главного героя, он научил чему-то и зрителя за экраном.

Сюжетная линия построена очень удобно для восприятия. Конец фильма оставляет зрителя наедине со сценой и затухающими аплодисментами, давая время для размышления. Ничего лишнего в виде смытой концовки в стиле «что было потом». 

Если сказать о фильме в целом – он шикарен. Не потому, что у него много наград или из-за красоты актеров, предметов, музыки. А потому что это кино в первую очередь о настоящих людях. 

И хоть в фильме идет борьба преподавателя и студента, главным учителем обоих все равно является жизнь.

.