Но – театр масок

Театр Но является самым древним представителем японского театрального искусства, появившись ещё в четырнадцатом веке. Искусство Но изначально задумывалось, как развлечение людей, принадлежащих к высшему сословию и имеющих соответствующий уровень образования, ведь каждая пьеса имеет огромное количество аллюзий и метафор на древние религиозные и светские тексты.

Эта замкнутость Но остаётся и сегодня. Если красочное и экспрессивное представление кукольного театра Бунраку будет понятно даже иностранцу, а самые крупные театры Кабуки предлагают посетителям услугу синхронного перевода на английском, то Но не так сильно беспокоится об удобстве зрителей, считая, что тот, кто посещает постановку, прекрасно осознаёт некую сакральность действа.

В отличие от пышно-декорированного и роскошного Кабуки, театр Но отличается аскезой в декорировании сцены. Небольшое, почти пустое пространство, смена декораций отсутствует как таковая, но при этом создаётся полный эффект присутствия. Основная ставка делается на фантазию и пространственное мышление зрителей.

Актёры одевают яркие маски и кимоно, сглаживающие контуры фигур. Динамичное действо отсутствует, ведь в Но правят жесты. Даже если вы прекрасно знаете японский язык и некоторое время были увлечены архаикой (большинство пьес, которые ставят сегодня, были написаны несколько веков назад, а изменять тексты считается кощунством), то это вовсе не гарантирует стопроцентное понимание происходящего, ведь любой случайный жест вовсе не случаен. Это делает искусство Но в некотором роде элитарным. Кстати, некоторые театральные курсы для взрослых включают и этот жанр.

Нельзя не упомянуть о легендарных масках Но. Каждая театральная школа использует свои маски, однако, старейшие из них, как и театральные костюмы, передаются из поколения в поколение на протяжении трехсот лет. Некоторые маски универсальны, другие участвуют в представлениях не чаще двух раз в год, однако, каждая из них сама по себе является произведением искусства. Парадокс в том, что представление при всей внешней скудности удивительным образом оживает. Неподвижные маски наполняются живым теплом, передавая сложные и противоречивые эмоции… хотя, быть может, это лишь игра воображения, захваченная напевным речитативом почти мистически звучащего хора, звуками флейт и барабанов и тягостными паузами, почти полным молчанием, выражающим пики эмоций.

Театральная манера Но своеобразная, но крайне захватывающая. Если вы достаточно уверены в себе и готовы к глубокому сопереживанию и анализу, попробуйте посетить волшебный театр оживающих масок, чтобы проникнуться гипнотической атмосферой этого действа.