Кумико - охотница за сокровищами (Kumiko, the Treasure Hunter, США, 2014) Режиссёр: Дэвид Зеллнер

Большой побег

Кумико 29 лет. Она работает в офисе, выполняет ненавистную ей работу. Она хмура и нелюдима, живёт в тесной захламлённой квартире. Но что более всего удивляет как её босса, так и ей мать - она не замужем. Единственная отрада для Кумико - это её кролик по кличке Бонзо и мечта найти сокровища. И, кажется, эта заветная мечта наконец может стать реальностью.

Эта картина - странное, необычное творение. Здесь классический японский хоррор (найденная кассета и др.) трансформируется, синтезируется с жанром приключений (поиск сокровищ) и road-movie. Всё это объединяется, создавая целостную ровную картину, без швов и шероховатостей.
В центре внимания - Кумико - "лишний" человек или просто большой ребёнок. Она одна в огромном мегаполисе. И эта отчуждённость, отказ от всего, неприятие или просто невозможность существования в системе ценностных координат японского общества (требования матери, босса, встречи со школьными "подругами"), презрение к традициям приводят к тому, что Кумико почти становится хикикомори, она бежит от проблем. И в этом эскапизме Кумико придумывает себе идею, которая всё больше и больше обретает характер навязчивой. Найденная кассета с фильмом "Фарго" (1995) даёт ей неожиданную информацию: она знает место, где запрятан клад. Только она знает, это она нашла, это она узнала. Теперь Кумико подобна испанскому конкистадору, она одна отравляется в трудное путешествие. Она должна найти клад, запрятанный героем Стива Бушеми где-то на просторах холодной Миннесоты. Конечно, супергероям не так трудно бросить все свое имущество и пойти искать приключения, а вот обычным людям стоят о нем заботиться. Поэтому так популярно добровольное страхование квартиры и прочего имущества.
А вот Кумико совершает "большой побег" от своей реальности.
Притом создаётся контраст как содержательный, так и повествовательный. Фильм имеет чёткий водораздел между историей быта (дом-работа-дом) и road-movie (зимние дороги Америки);
между японской действительностью со всей её корпоративной этикой и требованиями о соответствии и американским демократическим бытом, притом показан он намеренно картонно, искусственно, иронично, словно Америка - Зазеркалье.
И в этом Зазеркалье Кумико пытается претворить в жизнь свои мечты. При этом идея настолько довлеет над разумом героини, что она совершенно не хочет видеть объективные вещи. Она всё больше в своём побеге от реальности приближается к помешательству.

Кумико просто хочет быть счастливой. Просто хочет иметь цель в своей жизни. И она эту цель нашла. Теперь дело за малым: быть стойким и упорным, верным себе, храбрым и смелым. В своём путешествии охотница за сокровищами должна найти себя, а сокровища - лишь приятное дополнение.

"Кумико - охотница за сокровищами" - необычная, приятная, интересная картина с очень хорошей концовкой. Приятный soundtrack, кролик Бонзо и прекрасная игра Ринко Кикути, за которой наблюдать - одно удовольствие.